Новации в сфере внешнего контроля

01.10.2021

1 июля 2021 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал изменения в федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (6-ФЗ). 

Поправки внесены Федеральным законом N 255-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (255-ФЗ) и вступают в силу 30 сентября 2021 года.

Суть поправок:

  1. Статус контрольно-счетных органов

Изменения этого блока направлены на укрепление статуса контрольно-счетных органов.

В частности, Контрольно-счетный орган муниципального образования, наделенного статусом муниципального района, муниципального округа, городского округа или городского округа с внутригородским делением, обязательно обладает правами юридического лица.

Закрепление статуса юридического лица за контрольно-счетными органами муниципального района позволяет им самостоятельно осуществлять финансово-хозяйственную деятельность, выступать в суде от собственного имени, осуществлять бюджетные полномочия и полномочия заказчика для муниципальных нужд, в полной мере реализовывать возложенные полномочия.

В соответствии с внесенными поправками должности председателя, зампредседателя и аудиторов контрольно-счетных органов муниципальных районов теперь относятся к муниципальным должностям.

Ранее допускалось, что эти должности контрольно-счетных органов муниципальных районов могли относиться к должностям муниципальной службы. С 30.09.2021 года эта норма утрачивает силу и правовых оснований для замещения названных должностей в статусе муниципальных служащих не имеется.

В этой связи на территории всей Российской Федерации, Челябинской области и Брединского муниципального района осуществляется переназначение лиц, которые в настоящее время замещают должности председателя, заместителя председателя, аудитора контрольно-счетных органов на муниципальные должности.

Теперь законом закреплено, что штатная численность контрольно-счетного органа муниципального образования определяется правовым актом представительного органа муниципального образования только по представлению председателя контрольно-счетного органа муниципального образования с учетом необходимости выполнения возложенных законодательством полномочий, обеспечения организационной и функциональной независимости контрольно-счетного органа.

Кроме того, статьей 20.1 Федерального закона № 255-ФЗ лицам, замещающим муниципальные должности контрольно-счетных органов гарантируются материального и социальное обеспечение, не ниже установленных для лиц, замещающих муниципальные должности муниципального образования.

 Контрольно-счетные органы теперь смогут учреждать ведомственные награды и знаки отличия, утверждать положения об этих наградах и знаках, их описания и рисунки, порядок награждения.

  1. Полномочия КСО

Одним из важнейших изменений законодательства стало расширение функционала контрольно-счетных органов как участников стратегического планирования. Они смогут давать оценку реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития. Также закреплено право контролировать состояние внутреннего и внешнего долга, проводить экспертизу не только муниципальных программ, но и их проектов.

Законодательно закреплено проведение оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения местного бюджета в текущем финансовом году, ежеквартальное представление информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования.

Уточнен ряд других полномочий контрольно-счетных органов.

Кроме того, в новом законе значительно усовершенствован порядок внесения и исполнения представлений и предписаний контрольно-счетных органов. В частности, по аналогии со Счетной палатой закреплено право направлять объектам контроля предписания в случае невыполнения представлений. В свою очередь объекты контроля теперь будут уведомлять контрольно-счетные органы о «выполнении» представлений, а не о «рассмотрении», как было ранее.

Законодательно закреплено право контрольно-счетных органов на основе заключенных соглашений о сотрудничестве и взаимодействии привлекать к участию в проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольные, правоохранительные и иные органы и их представителей, а также на договорной основе аудиторские, научно-исследовательские, экспертные и иные учреждения и организации, отдельных специалистов, экспертов, переводчиков.

3. Кадры

Принципиально новым блоком поправок в 6-ФЗ стали изменения, связанные с развитием кадрового потенциала контрольно-счетных органов.

Теперь к кандидатам на должности председателя, заместителя председателя, аудитора контрольно-счетного органа предъявляются расширенные квалификационные требования:

1) наличие высшего образования;

2) опыт работы в области государственного, муниципального управления, государственного, муниципального контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции не менее пяти лет;

3) знание Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, в том числе бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, конституции (устава), законов соответствующего субъекта Российской Федерации и иных нормативных правовых актов применительно к исполнению должностных обязанностей, а также общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля) для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденных Счетной палатой Российской Федерации.

4. Информационное обеспечение

Новации этого блока имеют важное значение для повышения эффективности деятельности контрольно-счетных органов.  Закреплено право на постоянный доступ к государственным и муниципальным информационным системам и информации, содержащей государственную и иную охраняемую законом тайну, в соответствии с законодательством РФ.

Теперь руководители проверяемых органов и организаций обязаны обеспечивать соответствующих должностных лиц контрольно-счетных органов, участвующих в контрольных мероприятиях, оборудованным рабочим местом с доступом к справочным правовым системам, информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Органы государственной власти и государственные органы субъектов Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации, в отношении которых контрольно-счетные органы вправе осуществлять внешний государственный и муниципальный финансовый контроль или которые обладают информацией, необходимой для осуществления внешнего государственного и муниципального финансового контроля, их должностные лица, а также территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и их структурные подразделения в установленные законами субъектов Российской Федерации сроки обязаны представлять в контрольно-счетные органы по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

5. Методология

В части методологии основная новация связана с тем, что стандарты контрольно-счетных органов должны будут утверждаться в соответствии с общими требованиями Счетной палаты.

Кроме того, наименования контрольно-счетных органов приводится к единому – Контрольно-счетная палата соответствующего муниципального района.

Таким образом, поправки направлены на укрепление статуса и полномочий контрольно-счетных органов в Российской Федерации, улучшение материального и социального обеспечения работников контрольно-счетных органов РФ.


дата создания: 07.10.2021 13:20, дата последнего изменения: 07.10.2021 13:20